Наши новости



Реклама на сайте
Новые рефераты

Правовая сфера жизни общества

Скачать

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦЕПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

НА ТЕМУ «ПРАВОВАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Вариант № 17

Барнаул 2009

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы………4

2. Взаимоотношение права и политической власти………………..8

3. Современное правовое состояние российского общества………12

Заключение……………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………16

Введение:

В юридической литературе, трудах философов и мыслителей много внимания уделяется проблеме построения идеального (правового) общества и государства. Во многих исследованиях, на протяжении многих лет и веков эта проблема подверглась детальной разработке. Но имеются еще и спорные вопросы, требующие дополнительного изучения.

Выбирая тему контрольной работы, я остановилась на проблеме правовой сферы жизни общества. Во-первых, идея правового государства развивалась еще древнегреческими философами, такими как Аристотель, Платон и другие. Во-вторых, данная проблема особенно актуальна в наше время, так как множество современных государств стремятся стать правовыми.

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволений, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечений.

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы.

Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы; она ориентирована на наиболее полное осуществление справедливости и на минимизацию карательного насилия. Нет права без принуждения, но нет его и без законодательных ограничений, которые общество налагает на себя самого и на обслуживающий его государственный механизм.

Классическим философским определением права можно признать формулу, найденную Кантом: равенство в свободе по всеобщему закону.

Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение – регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы приемлемые для общества в целом.

В настоящее время обсуждаются два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности

Традиционный подход фактически приравнивает право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».

Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает либеральная концепция. Она возникла во второй половине XVIII в. В рамках просветительской философии и связана и именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др. Либеральная концепция исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты, не ограничения поведения человека, а наоборот, его права и свободы. Термину «право» было возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права. Это, прежде всего право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения. Другими словами, основой права признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.

Принципиальное методологическое различие традиционной и либерально-просветительской концепций сущности права заключено в исходном пункте их построения. В первом случае конечной целью функционирования права считается поддержание общего правопорядка, сохранение устойчивости, стабильности, нерушимости правоотношений в государстве. В либерально-просветительской же трактовке во главу угла ставятся права и свободы отдельной личности.

Логично предположить, что в принципе обе концепции имеют свою «правоту». Однако в современных условиях бесспорно превалирующей является либерально-просветительская трактовка сущности права, оказавшаяся достаточно плодотворной. Именно в ней удалось четко выделить основные правообразующие признаки, то есть показать, чем собственно право отличается от бесправия.

Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства. Ведь именно они, являясь выражением и способом роста производительных сил общества, одновременно ставят самостоятельных индивидов в положение всеобщей взаимной зависимости друг от друга. Причем взаимосвязанность эта носит безличный характер, т. е. производителю товара все равно, кто его купит, а потребителю – кто этот товар произвел.

Однако преобладание безличных отношений порождает проблему гарантий соблюдения интересов отдельного человека: индивид должен быть уверен, что, предоставляя другим нечто, имеющее в обществе ценность, он сможет получить взамен соответствующий эквивалент. Вот здесь и появляется тонкая материя права как особой социальной реальности. Общество как бы гарантирует индивиду, что, затратив усилия на производство нужной обществу вещи или услуги, тот имеет право на удовлетворение своих собственных интересов, которые обеспечиваются аналогичными усилиями других индивидов. Иными словами, действия по принципу «ты – мне, я – тебе» перестают быть только личным делом непосредственно участвующих, а берутся обществом на учет в целях наведения порядка. Общество так пытается составить очень сложный «баланс» интересов отдельных лиц, который может быть сведен в том случае, если все они будут действовать по одним и тем же правилам.

Правила эти действуют не только в сфере производства; учителя и ученики, правители о подданные, офицеры и рядовые – все строят свои взаимоотношения на основе взаимной нужды друг в друге. А согласованность их усилий на уровне как раз и достигается благодаря наличию некоторых общих правил поведения, в которых учитываются интересы каждого индивида и общества в целом.

Необходимо отметить, что сущность права составляют не сами эти правила поведения (нормы, законы, кодексы), а то, что они призваны регулировать: взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Юридические же нормы, законы есть лишь внешнее выражение права, его историческая форма.

Закон и право отличаются друг от друга так же, как например деньги и капитал, цена и стоимость товара. Так, владелец товара в принципе волен назначить ему любую цену, но он прекрасно знает, что товар будет успешно реализован только в том случае, если цена не будет слишком сильно отличаться от его реальной стоимости. Почти также обстоит дело и с юридическими законами. В принципе высший законодательный орган власти может приять любой закон. Однако подобное всесилие законодателей – лишь видимость. На самом деле, если принятый закон слишком далеко ушел от сложившейся в обществе правовой ситуации, то он просто не будет исполняться.

Таким образом, одной из существенных исторических особенностей права является объективный, исторический характер его развития. Роль законотворчества в организации правовой жизни достаточно велика. Речь идет лишь о том, что у субъективной воли законодателей есть свои объективные границы.

Другой важной особенностью исторического развития права признается его классовый характер. В обществе, расколотом на классовые противоположности, осуществляющем свое развитие именно через взаимодействие этих противоположностей, просто не может быть по-другому.

В марксистском понимании классовость права была объявлена его сущностью. Согласно известному афоризму К. Маркса и Ф. Энгельса: «право есть воля господствующего класса, возведенная в закон». В этом утверждении есть истина, но далеко не вся. В правовой сфере классово организованного общества интересы господствующего класса, конечно, преобладают, но это вовсе не значит, что интересы остальных в ней ничтожно малы.

В качестве еще одной важной особенности функционирования сферы права необходимо отметить ее теснейшую связь с политическим устройством общества и его сердцевиной – государством. Именно оно дает материальную силу праву, выступает гарантом, контролером и охранителем правопорядка.

2. Взаимоотношение права и политической власти.

«Право человека должно быть священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом …»

Иммануил Кант

Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством.

С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство и что такое право. Интересовал прежде всего потому, что государство и право и в древнем и в современном мире так или иначе касаются каждого человека. Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов

Рассмотрим качественную определенность, суть и специфику права, выраженные в признаках, которые были четко выделены либерально-просветительской концепцией права в XVIII веке. К этим правообразующим принципам относятся:

§ равенство

§ свобода

§ справедливость

Надо отметить, что эти три принципа не вводятся законодательно, не являются результатом сознательно-волевой процедуры принятия и исполнения «хороших» законов. Напротив, и равенство, и свобода, и справедливость вписаны в саму социальную реальность. Именно они и составляют сердцевину права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и других нормативных актов. Не принудительная сила закона создает равенство, свободу и справедливость, а наоборот, принцип равенства проявляется или не проявляется в том или ином законе.

Принцип равенства означает применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественном, семейном и прочих отношениях) индивидам. Формальное юридическое равенство фактически неравных в указанных отношениях людей имеет следующий организующий смысл: государству во многом безразлично, что за субъект перед ним – лишь бы не нарушал существующих норм поведения и тем самым поддерживал общий порядок. При этом принцип абсолютного всеобщего равенства тесно связан с двумя другими правообразующими принципами: свободой и справедливостью.

Гегель в «Философии права» писал: «Система права есть царство реализованной свободы». Иными словами, правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов. Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому здесь также неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Как писал Кант: «право (как таковое) есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону…». Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничит свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

Осуществление же принципов равенства и свободы равно по смыслу еще одному правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и является соблюдением общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны субъекты права друг с другом.

Важнейшей характеристикой такого правового состояния общества является определенное взаимоотношение права и политической власти, разработанное либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства. Суть этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям:

1. Категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

2. Верховенство закона;

3. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Проблема, решаемая раннебуржуазной идеологией в концепции правового государства, очевидна: один из главных инструментов права – законы, а законы создаются, принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью, государством.

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний, оценок, которые и образуют – правосознание.

Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология.

Оно является идейным выражением правовых отношений, отражающее в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства.

Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его «нижний этаж» составляют правовые привычки, чувства, эмоции. Это область обыденного, или практического, правосознания. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права, которое проявляется в стремлении следовать правовым стандартам поведения. При этом индивид может даже и не подозревать, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе правила поведения (соблюдение договоренностей, предоставления взаимных услуг и т. п.) индивид демонстрирует «практическое знание правовых нормативов. Такие навыки, знания, по сути, несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

Кроме того, там, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей определенных социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия), необходим теоретико-идеологический уровень правосознания. На этом уровне идет осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности институтов и т. д. Это уже сфера действий теоретиков, идеологов, к компетенции которых относятся разработка системы правовых наук, обучение правовым знаниям, навыкам и т. п.

Степень развитости как практического, так и теоретического правосознания является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.

3. Современное правовое состояние российского общества.

Правовое государство – высшая форма развития государства, где закон является мерой свободы человека. У России опыт правовой государственности минимален.

Термин «правовое государство» появился в России еще в XIX веке, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки этот термин стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия не была таковой.

И только конституция РФ принятая в декабре 1993 года закрепила данный термин.

Статья 1 конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»

Российская Федерация – правовое государство. Но что понимается под этим словом, что в себя включает понятие правовое?

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Признаки правового государства:

1. верховенство закона. В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо или организация, ни один человек не вправе посягать на закон. Его нерушимость закреплена в Конституции (основной закон) страны. Ни один принимаемый закон или иной правовой акт не должен противоречить Конституции.

2. взаимная ответственность государства и личности. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.

3. реальная гарантия прав и свобод личности. Права человека – важнейший фактор в развитии общества в целом. Основные обязанностями государства сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

4. разделение властей. Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В итоге ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Как было изложено выше, статус правого государства подкрепляется конституцией. Процесс формирования правого государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Сегодня, в России принципы демократии сочетаются с элементами личной власти.

Принцип разделения властей в его современном западном варианте в России не наблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.

Сейчас начинают все же закладываться принципы правового государства; созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране.

Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Правовое государство предполагает наличие высокой правовой культуры. В РФ она только формируется.

Таким образом, фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовым государством, она находится только на этапе его формирования.

Заключение:

Сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы) а то, что они призваны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Если традиционный подход отождествляет право с законом, то есть с его запретительной характеристикой, то либеральный, возникший во второй половине XVIII века, отвечает принципу «разрешено все, что не запрещено». И здесь первичными оказываются не запреты и ограничения поведения индивида, а его права и свободы. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон.

Таким образом, детально рассмотрев концепцию правового общества и государства можно прийти к выводу о том, что в настоящее время делаются многочисленные попытки построить правовое государство, например, Россия уже объявлена таковым, но это еще не значит, что оно реально существует, «это является скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом». Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы. Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые успехи – все большее количество государств становятся на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Список литературы:

1. Философия: учебник для вузов /под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ротникова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 622.

2. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1 и 2. – М.,2002.

3. Гегель Г. Философия права. – М., 1990. С.- 430.

4. Ильин И.А. Наши задачи. – Париж; М., 1992. – Т.2

5. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.,1993.

6. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. Т. И. Кохановской. – 6 изд. Перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 576с.

О сайте

Банк рефератов Vzfei.biz - элитная коллекция рефератов. Самые новые и лучшие рефераты, дипломы, курсовые и контрольные работы, шпаргалки, лекции, конспекты, тесты с ответами, задачи с решением. В нашем Банке рефератов размещено 2000 работ по различным дисциплинам таким, как финансы, экономическая теория, инвестиции, менеджмент, финансовый менеджмент, финансовая математика, маркетинг, стратегический менеджмент, теория финансового менеджмента, анализ финансовой отчетности, социология, статистика и другие предметы